Проверка дисбаланса карданного вала
Дорогие пользователи нашего сайта. Сегодняшняя тема нашего обзора - испытания карданных валов на соответствие ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств».
Рассмотрим один из методов испытаний, которым они подвергаются – проверка дисбаланса карданного вала.
Карданный вал - деталь трансмиссии всех заднеприводных и полноприводных автомобилей. Этот вал передает крутящий момент от коробки передач или раздаточной коробки к редуктору переднего или заднего моста. Карданный вал состоит из нескольких элементов: вала, двух крестовин, скользящей вилки, уплотнений, деталей крепления и ряда других элементов, в зависимости от конструкции. Карданный вал может состоять из одной, двух, трех и более секций.
Нарушение балансировки карданного вала происходит по разным причинам. Это может быть, как заводская недоработка деталей, так и износ деталей во время эксплуатации, неправильная центровка деталей.
Нарушение балансировки негативно сказывается на вращающихся деталях и карданных передачах. Распознать дисбаланс можно по усиливающимся и уменьшающимся вибрациям при разных скоростях вращения.
В результате этой неисправности, шарниры и узлы трансмиссии испытывают дополнительные нагрузки и быстрее изнашиваются.
В результате дисбаланс карданного вала представляет большую опасность для самого автомобиля и для жизни водителя и его пассажиров.
Теперь подробнее о самом методе испытаний:
Нормативные документы:
- ГОСТ 33669-2015 Автомобильные транспортные средства. Передачи карданные автомобилей с шарнирами неравных угловых скоростей. Общие технические условия.
Применяемое оборудование:
- Балансировочный станок для карданных валов БАЛКАР – 4500.
- Система измерений вибрационная балансировочная ВИБРОЛАБ.
- Штангенциркуль ШЦ-II-250-0,05
- Весы электронные TB-S-200.2
- Весы неавтоматического действия SPX421
- Гиря калибровочная 0,2 кг М2
- Пробный груз - пластилин
Принцип испытания.
Испытание проходит в несколько этапов: монтаж вала, ввод необходимых параметров испытания и непосредственно измерение.
Монтаж подразумевает установку оснастки для крепления вала, взвешивание вала, активацию опор. Далее, для реализации испытаний параметры образца – вес, допустимый уровень дисбаланса, радиусы корректировок и их виды заносятся в программное обеспечение.
Измерение проводится балансировочной вибрационной системой измерений в несколько этапов: измеряется балансировка вала без пробного груза и с ним. Измеряется уровень дисбаланса. Далее проводится измерение с учетом корректировок - компенсации влияния оправок (оснастки) – изделие переворачивается относительно оправок и происходит замер дисбаланса.
В соответствии с ГОСТ 33669-2015 проводятся необходимые расчеты измеренных величин: критическая частота вращения карданного вала, дисбаланс карданного вала, допустимые углы установки карданных валов, допустимые отклонения формы присоединительных поверхностей фланцев. Полученные данные заносятся в Протокол испытаний.